55 бизнес моделей
1
ADD-ON / Дополнение
Основной/базовый продукт недорогой. Но к нему предлагается масса разных модулей. Из этих модулей можно собрать решение под каждого конкретного клиента
2
AFFILIATION / Аффилят
Лидогенерация. Получаешь % с продаж других. CPA-сети, оферы
3
AIKIDO / Айкидо
Играешь на противотренде. Если в моде фастфуды — делаешь ресторан медленного питания
4
AUCTION / Аукцион
Собираешь уникальный популярный актив и делаешь на это аукцион. Продавец всегда делает сверхприбыль от аукциона. Покупатели соревнуются. Контекстная реклама тому пример — битва за клиентов
5
BARTER / Бартер
Прямой обмен, без участия денег. Оплата лайками. Оплата временем.
6
CASH MACHINE / Денежная машина
Сбор денег вперед
7
CROSS SELLING / Кросс-продажи
Два продавца с похожей аудиторией, но не прямые конкуренты, обмениваются товарами друг друга и ссылаются друг на друга
8
CROWDFUNDING / Краудфандинг
«В складчину». Коллективные покупки. Несколько инвесторов инвестируют в покупку одного актива
9
CROWDSOURCING / Краудсорсинг
Hешение за счет сообщества. Проблема решается коллективно, за счет сообщества
10
CUSTOMER LOYALTY / Лояльность клиентов
Дополнительная привязка к бренду /продукту за счет программ лояльности, скидок и т.п. Это создает барьеры перед конкурентами + стабилизирует будущие доходы
11
DIGITIZATION / Отцифровка физического товара
Ускоряет дистрибуцию и масштабируемость. Нужно постараться не уронить цену и ценность
12
DIRECT SELLING / Прямые продажи
Прямые продажи покупателю, минуя посредников (магазины, компании и т.п.). Через email-рассылки, например
13
E-COMMERCE / Электронная коммерция
Использование интернета как основного канала продаж. Уменьшаются затраты на офис, офлайн, персонал и т.п.
14
EXPERIENCE SELLING / Продажа опыта, впечатлений
Повышение ценности, за счет продажи не только товара, но и связанных с ним впечатлений, историй
15
FLAT RATE / Постоянная цена в независимости от использования
Фиксированная цена за все. Упрощает восприятие, позволяет ввести подписку
16
FRACTIONAL OWNERSHIP / Общее владение
По определенной очереди или правилам. Таймшеры в туризме, например
17
FRANCHISING / Франчайзинг
Модель тиражирования, когда бренд и стандарты — централизованы, а локальные операции отдаются на откуп партнерам, которые покупают лицензию
18
FREEMIUM / Бесплатная базовая версия + платные дополнения
Бесплатная базовая версия + платные дополнительные функции
19
FROM PUSH-TO-PULL / От «выталкивания заказов на рынок» к «вытягиванию»
Создание предложения под потребности
20
GUARANTEED AVAILABILITY / Гарантированная доступность (наличие)
Необходимый товар /сервис всегда в наличии по запросу
21
HIDDEN REVENUE / Скрытая выручка
Например, бесплатная для людей газета «Метро» — платят рекламодатели
22
INGREDIENT BRANDING / Бренд встроенный в другой бренд
Компьютер от Lenovo, с процессором Intel и OS — Microsoft
23
INTEGRATOR / Интегратор
Вертикальная интеграция всех процессов от поставщика до клиента
24
LAYER PLAYER / Игрок определенного уровня
Специализация на определенном уровне в процессе. Например делаешь только микросхемы как Intel
25
LEVERAGE CUSTOMER DATA / Сбор данных о клиентах
Дополнительная ценность от сбора данных о клиентах. Продажа аналитики, таргетированной рекламы и т.п.
26
LICENSE / Лицензирование
Усилия на создание лицензированных продуктов и продажи лицензии другим. В кино — сериалы, ПО и т.п.
27
LOCK-IN / Замок
Клиент попадает в зависимость от продавца. Впервые применили в Gillette. Если ты купил станок Gillette, будешь покупать и лезвия той же фирмы. Переход на конкурента очень дорогой
28
LONG TAIL / Длинный хвост
Концентрация не на «бестселлерах», а на нишевых товаров, которых очень много и продаются они единицами, но совокупно дают бОльшую выручку и прибыль
29
MAKE MORE OF IT / Доп продажа активов компании другим компаниям
Ресурсы компании^ которые идут для производства своих продуктов, продаются также другим компаниям. Например Amazon Web Services
30
MASS CUSTOMIZATION / Массовая кастомизация
Делать массовые продукты индивидуальными за счет небольшой финальной кастомизации и сборки
31
NO FRILLS / Ничего лишнего
Фокус на главном. Все остальное выбрасывается. Экономия на всем. В эту экономию вовлекаются клиенты
32
OPEN BUSINESS MODEL / Открытая бизнес-модель
Максимальная прозрачность во всем. Dodo pizza: вовлекаешь всех участников в поиск оптимальной бизнес-модели
33
OPEN SOURCE / Открытые исходники
Наработки выкладываются в общий доступ. WordPress. Предоставляются бесплатно. Деньги делаются на консалтинге и доработках
34
ORCHESTRATOR / Дирижер
Фокус на 1-й ключевой компетенции. Все остальное по-максимуму на аутсорсе
35
PAY PER USE / Плати за использование
Платишь по мере пользования. Для тех, кто не хочет покупать и кому нужен продукт только на несколько дней
36
PAY WHAT YOU WANT / Плати сколько считаешь нужным.
37
PEER-TO-PEER / Люди — людям
Компания предоставляет бесплатную площадку для обмена. Люди обмениваются чем-либо
38
PERFORMANCE-BASED CONTRACTING / Цена основана не на стоимости продукта, а на полученном результате
Например 10% с продаж
39
RAZOR AND BLADE / Аналог модели «Замок» — дешевый основной продукт и деньги на дополнениях
Gillette (станок и лезвия), Xerox (аппарат и картриджи), Nespresso (кофе-машина и капсулы)
40
RENT INSTEAD OF BUY / Аренда вместо покупки
Если товар дорогой и не часто используем, его проще брать в аренду. Машины, квартиры и т.п.
41
REVENUE SHARING / Разделение прибыли.
42
REVERSE ENGINEERING / Обратный инжиниринг
Копирование продукта конкурента. Конкурент вкладывает большие инвестиции в исследования. Вы берете лучшее и копируете
43
REVERSE INNOVATION / Обратные инновации
Недорогие товары из 3х стран начинают продаваться в продвинутых странах типа США
44
ROBIN HOOD
Тот же продукт, который для богатых, продается за большие деньги, для бедных продается по низкой цене или даром. Создает позитивный образ компании
45
SELFSERVICE / Самообслуживание
Часть операций перекладывается на клиента. Получается двойной эффект — а) можно снизить себестоимость б) можно вовлечь клиентов, они начинают больше ценить продукт, так как вложили свой труд. Например, мебель IKEA
46
SHOP-IN-SHOP / Магазин в магазине
Магазины внутри ТЦ или кафе внутри книжных магазинов
47
SOLUTION PROVIDER / Поставщик полного решения, полное покрытие ниши
Например «все для бега» или «вся музыка в одном месте»
48
SUBSCRIPTION / Подписка
Например, модель регулярной ежемесячной подписки на одноразовые бритвы
49
SUPERMARKET / Супермаркет
Все в одном месте. Обеспечивает ассортимент и удобство для покупателя «все в одном месте»
50
TARGET THE POOR / Ориентир на бедных
Ценовая война. Самые низкие цены. Выдавливание конкурентов ценами
51
TRASH-TO-CASH / Продажа б/у
Использованные товары собираются вместе и продаются
52
TWO-SIDED MARKET / Двухсторонний рынок
Работа и с мерчантами и с клиентами одновременно
53
ULTIMATE LUXURY / Ориентир на самых богатых
54
USER DESIGNED / Пользователь сам выбирает дизайн
55
WHITE LABEL / Без собственного бренда
Модель, когда другой бренд может использовать ваш товар
Made on
Tilda